Акика в Исламе. Как правильно делать?

акика в исламе Жертвоприношение

Акика в Исламе – это жертвоприношение по случаю рождения ребенка в мусульманской семье. Что нужно знать об этом обряде, как правильно делать акику, обо всем этом поговорим в сегодняшней статье.

Согласно шариату, акика – это животное, приносимое в жертву на седьмой день после рождения ребенка, а языковой смысл ал-акика – волосы на голове ребенка. Арабы, по их обычаю, животное, приносимое в жертву по случаю рождения ребенка, назвали «акика», по причине сбривания волос новорожденного при забое животного.

Акика в Исламе. Мудрость совершения жертвоприношения

В указании на желательность жертвоприношения акика есть много пользы:

1. Это проявление благодарности Всевышнему Аллаху за то, что Он даровал нам ребенка и облегчил его рождение. Всевышний Аллах преумножает блага тем своим рабам, которые проявляют благодарность.

2. Это объявление людям о том, что в какой-то семье и роду родился ребенок, чтобы люди знали род и семью этого ребенка.

3. Это воспитание в человеке щедрости и очищение его сердца от скупости и жадности. А о том, что щедрые люди бывают счастливыми, говорится в Коране.

4. Это радость души членов семьи, родственников и бедных людей, когда они все собираются за столом для угощения, это способствует усилению любви и взаимоуважения между ними.

О том, кто должен совершить жертвоприношение акика

Сунной является совершение жертвоприношения акика отцом новорожденного на свои средства. Если его нет, то дедушкой. То есть это совершает тот, кто по шариату обязан содержать ребенка. Сообщается со слов Ибн ‘Аббаса «Пророк принес в жертву акика от Хасана и Хусейна (мир им обоим) по барану».

О времени совершения жертвоприношения ал-‘акика

Желательно совершить жертвоприношение акика на седьмой день после рождения ребенка. Если ребенок родится ближе к вечеру, то этот день засчитывается в число семи дней, если родится ночью, то дни отсчитываются с утра этого дня.

Сообщается, что Сальман бин Амир ад-Дабби сказал:

Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «За новорожденного мальчика следует приносить жертву ал-акика. Выпускайте из неё кровь и устраняйте то, что доставляет страдания младенцу (имеется в виду сбривание волос или совершение обрезания)». (Приводит ал-Бухари, №5472).

Желательно совершить жертвоприношение акика в Исламе, как при рождении мальчика, так и при рождении девочки. Но при рождении мальчика предпочтительно зарезать две овцы, а при рождении девочки одну. В крайнем случае, можно и за мальчика зарезать одну овцу. Здесь под овцой имеется в виду, животное, приносимое в жертву акика.

Со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «За мальчика режут две овцы, а за девочку одну». (Приводит имам Ахмад).

Имам Ахмад сказал: «Ребенок, за которого не принесли жертву (ал-‘акику) не сможет ходатайствовать за своих родителей в Судный день (ему не разрешать это)».

Джама’а ханбалитского мазхаба остановили свой выбор на том, что человеку можно произвести жертвоприношение ‘акика от себя по желанию, и этот обряд не особенен, и не связан только младенчеством, и поэтому отец может зарезать ‘акика от ребенка, и после его совершеннолетия, потому что время для этого не ограничено.

О животных, пригодных для акика и их возрасте

Для этого вида жертвоприношения пригодны: овца и баран, которым 1 год, коза и козел, которым 2 года, предпочтение дают самцам (разрешается и кастрированное животное, но не кастрированное лучше, также светлый цвет предпочтительнее темного).

Сунной является, чтобы животное предназначенное для жертвоприношения как для курбана, так и для ал-‘акика было здоровым, целым, упитанным, рогатым, не обладающими недостатками, которые явились бы причиной уменьшения мяса или наносили бы вред здоровью животного.

Самым предпочтительным является самый дорогой по цене, белый красивый упитанный баран с большими рогами, то есть, такой же как для курбана. В хадисе со слов Анаса сообщается, что Пророк (мир ему) зарезал для курбана два белых и рогатых барана.

Акика в Исламе. Как правильно делать?

О признаках, делающих животное непригодным для акика

О признаках, которые делают животное непригодным как для курбана, так и для ‘акика, сообщается в хадисе, со слов ал-Барраъа бин ‘Азиба: «Четыре признака являются недозволенными для животного, предназначенного для жертвоприношения: явная слепота, явная болезнь, явная хромота, истощение, приведшее к высыханию костного мозга». (Приводят четыре мухаддиса и имам Ахмад).

О совершении забоя ал-‘акика и его времени

Сунной является, чтобы человек совершающий забой акика был мусульманин, и чтобы это делалось днем, и чтобы дали животному попить воды, и чтобы искали для совершения забоя мягкое место, и чтобы уложили его на левый бок, мордой к кибле, и связали три ноги, а правую заднюю ногу оставили свободной, и чтобы сам человек совершающий забой тоже обратился лицом к кибле, и чтобы он произнес имя Всевышнего Аллаха «бисмиллагь» или «бисмиллагьи-р-рахмани-р-рахим», и чтобы затем он произнес слова благословения на Посланника Аллаха (мир ему) «Аллагьумма салли гала саййидина Мухаммад», и чтобы затем он сказал: «Аллагьума гьаза минка ва илайка, такъаббал мини. О Аллах! Это животное приносится в жертву ‘акика за (назвать ребенка)», и чтобы забой совершил наточенным ножом, решительно и быстро перерезав животному горло, и чтобы погладил его, и старался не причинить ему лишних стараний.

акика в исламе что это

О мясе и костях акика

Сунной является, сварив мясо ал-‘акика, делать из него блюдо, и кушать самым, и накормить бедных и неимущих людей, и по возможности, не ломать кости этого животного с надеждой, чтобы у этого ребенка также не ломались кости, и чтобы он вырос здоровым. Поэтому туша животного разделяют по суставам, а после кулинарной обработки мяса, кости отделяют и закапывают в землю, где их не находят люди. Нельзя продавать ничего от ал-‘акика.

В хадисе, со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается: «Сунной (акика является) две одинаковые овцы от мальчика, и одна овца от девочки, (мясо) которых варят, разделав его не ломая костей. (Затем) его едят, и им угощают, и его дают в садака, и это в седьмой день (рождения ребенка)».

Разрешается давать это мясо и богатым людям. Правую заднюю ляжку этого животного желательно дать акушерке, принимавшей роды. Если был дан обет (назр) принести в жертву акика, то необходимо раздать все мясо ал-акика, а одну часть его раздать в сыром виде.

Наш любимый Пророк (мир ему) сказал Фатиме (да будет доволен ею Аллах) о акиках, которые были принесены в жертву от Хасана и Хусайна: «Отправьте акушерке, принимавшей роды ляжку (правую заднюю), ешьте сами и угощайте (бедных), и не ломайте их кости». (Приводит имам Ахмад).

(Из книги: «Исламские имена, нормы шариата, связанные с рождением ребенка» М. А. Амирханов, Махачкала)

SUNNA.SU
Добавить комментарий

  1. герей

    Одни алими говорят что мясо можно разделать ножом или топором, про то что кости нужно закапывать ничего нет, но те кто получают садакъа, костей то не закопают. Как все правильно понять, одни говорят раздать весь мясо, другие наоборот часть раздать, а часть оставить себе. Как будет правильно?

    Ответить
    1. Абдулкарим

      Это всё желательные действия, не обязательные. Поэтому можно раздать всё мясо, можно оставить и себе. Костей не ломать и закапывать тоже желательно, но не обязательно. Если хотите, можете мясо не раздавать, а позвать гостей и угощать, а оставшиеся кости потом сами закопаете. А в садака можно и куски без костей раздать