Каким должен быть мусульманин, хорошие качества мусульманина какие? В этой статье мы подробно разобрали этот вопрос. Религия ислам учит человека следить за своей речью и контролировать свои поступки. В связи с этим каждый мусульманин должен придерживаться следующих правил.
- Не причинят боль другим
- Оказывать помощь людям
- Уважать старших и быть милосердным к младшим
- Мирить поссорившихся
- Принимать приглашение
- Уметь прощать зло
- Посещать больных
- Желать другим лучшего
- Не повышать голос при разговоре
- Не сквернословить
- Не ставить себя выше других
- Не лгать, не давать ложное обещание
- Не выдавать чужие секреты
- Не завидовать, не смотреть на то, что запрещено, никого не беспокоить взглядом
- Никому не вредить
Не причинят боль другим
В одном хадисе говорится: «Настоящий мусульманин — это тот, от чьего языка и рук не страдают другие люди» (Тирмизи, Насаи).
Мусульманин ни своими деяниями, ни своей речью не должен причинять боль другим, а, напротив, должен радовать других своим мягким и приветливым общением. В общении должно учитываться то, в какой обстановке и в беседе с кем можно использовать те или иные выражения и слова.
Оказывать помощь людям
Мусульманин должен быть приветливым и вежливым, помогать бедным в нужде, оберегать одиноких, сирот, стариков, инвалидов, протягивать руку помощи, указывать дорогу заблудившимся и т.д.
Существуют определенные принципы и цели, которые необходимо беречь, когда действуют чувства милосердия и доброты. Это задушевность, чистосердечность, стремление к добродетели, желание достичь довольства Аллаха. Вместе с этим необходимо избавиться от пристрастия к материальным выгодам, от чувства ожидания благодарности и соблюдения каких-то земных интересов.
Пророк Мухаммад (мир ему) сказал:
«Каждое доброе дело, сделанное человеком, живущим в соответствии с Исламом, засчитывается ему десятикратно и более до семисот раз, злое же деяние засчитывается ему как одно наказание». (Аль-Бухари).
Уважать старших и быть милосердным к младшим
Ислам учит верующего проявлять уважение к родителям, старшим братьям и сестрам, учителям и старшим по возрасту. Помогать тем, кто младше, одиноким, слабым, проявлять милосердие к сиротам.
Пророк Мухаммад (мир ему) сказал:
«Не проявляющие милосердия к младшим и уважения к старшим не из нас».
Принцип уважения к старшим и милосердия к младшим прежде всего закладывается в семье. Человек, который в семейном кругу научился уважать отца и мать, бабушку и дедушку, хорошо относиться к сверстникам, и в общество выйдет с этими прекрасными качествами. Естественно, если он недостойно относился к своим родителям, ослушивался и грубил старшим в семье, то и в отношении других людей трудно ожидать от него благих поступков.
Чувство уважения ко взрослым прививается с самого детства. И для того, чтобы в человеке развить данное чувство, необходимо учесть следующие моменты:
- В решении всех семейных вопросов дети должны принимать родителей за высшую инстанцию. Подобное отношение будет прививать чувство уважения к старшим.
- Родители должны являться примером благого отношения к старшим. Почтение и уважение, оказываемое матерью и отцом своим родителям, будет служить лучшим уроком воспитания для детей. Ребёнок должен многократно видеть, как нужно обходиться с родителями и как их нужно слушаться, чтобы суметь осознать это. Так как без практики, только лишь при помощи внушений, добиться желаемого результата очень сложно, а порой и невозможно.
Мирить поссорившихся
Один из основных принципов Ислама это установление мира. Поэтому верующему человеку не подобает закрывать глаза на проблемы других людей и быть равнодушным. И если кто-то видит, что двое мусульман в ссоре, то примирить их его обязанность.
В Священном Коране сказано:
«Воистину все верующие братья. Устанавливайте же мир между братьями…» (Коран, 49:10).
По этому поводу Пророк Мухаммад (мир ему) сказал следующее:
«Лучшим подаянием является примирение тех, кто в ссоре».
Если мусульмане поссорились, они должны помириться независимо от причины ссоры. Так как, согласно исламу, находиться долгое время в обиде или ссоре является грехом.
Пророк Мухаммад (мир ему) сказал:
«Не разрешается мусульманам быть между собой в ссоре более трёх дней» (Абу Дауд).
В другом хадисе сообщается следующее:
«Находиться год в состоянии обиды со своим братом мусульманином — это грех, подобный пролитию его крови» (Абу Дауд).
Принимать приглашение
Если нет уважительной причины, чтобы не пойти, следует принять приглашение брата мусульманина и угощаться тем, что он предложит. Это укрепляет любовь между мусульманами.
Пророк Мухаммад (мир ему) сказал:
«Если брат-мусульманин пригласит вас на свадьбу (или куда-нибудь ещё), примите его приглашение» (Аль-Бухари).
Пророк не делал различия между богатыми и бедными. Если его приглашала прислуга, он принимал приглашение. Пророк Мухаммад (мир ему) говорил:
«Худшее из угощений – свадебное угощение, на которое приглашены только богатые, а нищие забыты» (Аль-Бухари)
Уметь прощать зло
Человек, обладающий высокой моралью, должен уметь прощать зло и отвечать на него добром. Ведь искоренить зло возможно только проявив в ответ милосердие, а отвечать на зло злом значит ещё больше накалить огонь гнева и злобы в сердцах.
В Священном Коране по этому поводу сказано следующее:
«Не равны добро и зло. Отклони зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник» (Коран, 41:34).
Самым лучшим примером в этом, конечно же, является благочестивый Пророк Мухаммад (мир ему). Из истории жизни Посланника Аллаха известно, что одним из основных причин принятия ислама многими его современниками были его совершенные качества, а именно его доброта и милосердие.
По этому поводу Посланник Аллаха сказал:
«Те, кто обладает этими тремя качествами, по Милости Аллаха войдёт в Рай». «Какими качествами?» спросили сподвижники. «Дать тому, кто тебе не даёт, идти к тому, кто к тебе не приходит, прощать угнетателей».
Посещать больных
Пророк Мухаммад (мир ему) сказал:
«Накормите голодных, навестите больных, даруйте волю рабам своим» (Аль-Бухари).
Посланник Аллаха (мир ему) некоторых из больных гладил правой рукой и говорил:
«Избавь его от тягот. Господь наш! Исцели его. Ты Исцеляющий. Нет другого исцеления, кроме как от Тебя. Исцели его, чтобы болезнь прошла бесследно» (АльБухари).
Великий исламский учёный Имам Газали (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Раб Аллаха должен благодарить Его и за беды, потому что для верующего нет беды в этой жизни, кроме куфра и грехов. В беде, может быть, скрыта для тебя польза, а ты не знаешь. Аллах лучше знает, что есть добро для тебя. То, что ты считаешь для себя злом, на самом деле, может, окажется для тебя добром. Наилучший и безопасный путь это проявление смирения перед предопределением и в любом положении благодарить Аллаха Всевышнего».
Желать другим лучшего
Верующий должен желать другому человеку того, чего желает себе, и не желать того, чего себе не желает. По этому поводу можно привести следующее изречение Пророка Мухаммада (мир ему):
«Твоя улыбка брату милостыня от тебя. И твой призыв к добру, и твой запрет на зло — милостыня. И твоё наставление на истинный путь находящегося в заблуждении милостыня от тебя. И твоё очищение дороги от камней, колючек и костей милостыня от тебя. И твоё поднесение воды брату — милостыня от тебя» (Тирмизи).
В другом изречении Пророка (мир ему) сказано следующее:
«Всемогущий и Великий Аллах не помилует того, кто не проявляет милосердия к людям».
Данное сообщение указывает на то, что проявление рабом Аллаха милосердия к людям является одной из основных причин проявления милости Аллаха по отношению к нему самому. Всевышний Аллах сказал:
«… воистину, милость Аллаха близка к творящим благое» (Коран, 7;56).
Не повышать голос при разговоре
Так как это будет являться проявлением неуважения по отношению к старшему по возрасту и указывать на свою безнравственность, что не должно быть присуще мусульманину.
Пророк (мир ему) сказал следующее:
«Не проявляющие милосердия к младшим и уважения к старшим не из нас» (Аль-Бухари).
Не сквернословить
Сквернословие (аль-база’) это разговор о непристойных вещах открытым текстом. Причем в это понятие входит не только нецензурное выражение во время ссоры, но и любой разговор, будь то по вопросам религии (например, о том, как брать омовение) или по вопросам науки (анатомия человека), любая фраза будет считаться сквернословием, если в ней употребляются нецензурные названия тех или иных органов. Мусульманин должен следить за своей речью и всегда произносить только те слова, которые подобают верующему человеку. Он должен охранять свой язык от постыдных и порочных выражений.
Пророк Мухаммад (мир ему) по этому поводу сказал следующее:
«В День Воскресения на весах верующего не будет ничего тяжелее, чем благонравие, ибо, поистине, Аллах ненавидит произносящего непристойные и дурные слова».
В Священном Коране и в изречениях Пророка можно увидеть примеры того, каким образом обсуждаются вопросы интимного характера. Например, когда иудеи города Медины сказали сподвижникам Пророка, что если мужчина сблизится с женой со стороны её спины, то ребёнок родится с физическими недостатками, ответ в Коране был следующим.
Всевышний сказал:
«Ваши жены являются нивой для вас. Приходите же на вашу ниву, когда и как пожелаете…» (Коран, 2:223).
Так же когда Посланнику Аллаха приходилось объяснять те или иные моменты интимного характера, он объяснял поверхностно и корректно, так, чтобы всё было ясно и понятно.
Не ставить себя выше других
В случае если человек считает себя лучше остальных, смотрит на других с высока, значит, имеет место высокомерие, а высокомерие это один из главных пороков, который является почвой для других многих грехов. Качество высокомерия закрывает путь таким понятиям, как умение уступать и прощать.
Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:
«и не ходи по земле горделиво, ведь ты не разверзнёшь землю и не достигнешь гор высотой!» (Коран, 17:37).
Не лгать, не давать ложное обещание
Не подобает мусульманину иметь эти качества, ведь поистине это качества лицемера. Мухаммад (мир ему) об этом сказал следующее:
«Отличающийся четырьмя качествами является лицемером в полном смысле этого слова, а тот, кому присуще хотя бы одно из этих качеств, будет обладать одним из качеств лицемерия до тех пор, пока не избавится от него. Подобные качества присущи тому, кто предаёт, когда ему доверяются; лжёт, когда рассказывает о чём-либо; поступает вероломно, заключив договор; действует незаконно (обижает, оскорбляет, сквернословит и т.д.) в случае возникновения расхождений с кем-либо».
Человек, обладающий этими качествами, теряет по отношению к себе доверие людей, а что же касается мусульманина, то имение данных качеств будет являться серьёзной преградой в призыве к истинному пути.
Также необходимо отметить то, что хотя в основе своей ложь является запретной, в некоторых случаях она разрешается.
Передается, что дочь пророка (мир ему) Умм Кульсум сказала: «И я не слышала, чтобы он позволял говорить хоть что-нибудь из того, что говорят люди (ложь и всё то, что искажает истину), если не считать трех случаев», имея в виду войну, попытки привести людей к примирению, а также то, что говорит муж своей жене, и то, что говорит жена своему мужу (в последнем случае имеется в виду комплименты, например, ты самая красивая на свете или ты самый сильный из мужчин, и если на самом деле это не так)».
Не выдавать чужие секреты
В противном случае это будет являться предательством человека, который доверился только вам своим положением и не желал, чтобы это знали другие. Предательство не подобает мусульманину, ибо верующий, являясь показателем ислама, должен представлять личность, которой можно довериться и от которой можно получить поддержку. Секрет это честь, тот, кто сохранит секрет свой или чужой сохранит свою честь.
Всевышний Аллах по этому поводу сказал:
«…воистину, Аллах не любит предателей» (Коран, 8:58).
Не завидовать, не смотреть на то, что запрещено, никого не беспокоить взглядом
Мусульманину не подобает завидовать «чёрной» завистью (хасад), т.е. желая другому человеку плохого. Завидовать значит не соглашаться с тем, что даровал Всевышний Аллах другому. Зависть мусульманина должна означать радость за другого человека и желание себе того же, чего удостоился он.
Пророк Мухаммад (мир ему) сказал:
«Не завидуйте друг другу, не испытывайте друг к другу ненависти».
В другом сообщении передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему) говорит:
«Остерегайтесь зависти, ибо, поистине, зависть пожирает добрые дела подобно тому, как огонь пожирает дрова». (Абу Дауд).
Так же верующий человек должен отворачивать свой взор от непристойных вещей, запрещённых религией и не должен пристально смотреть на человека, тем самым беспокоить его, поставив в неловкое положение.
Никому не вредить
Верующий человек не должен представлять собой какую-либо угрозу для общества. Мусульманин должен представлять собой исключительно доброжелательную личность, и, являясь показателем истинной веры, должен ограждать себя от поступков, приносящих вред здоровью, чести и достоинству другого человека.
Религия запрещает посягать на имущество, жизнь, жилище, свободу и честь любого человека. Мусульманин обязан уважать права других и остерегаться наносить кому-либо вред словами или действиями. Это является одним из основных принципов правоверного мусульманина.
Ведь пророк Мухаммад (мир ему) сказал:
«Мусульманин – это тот, от языка и от руки которого нет вреда другим».
Имеется в виду, что нанесение вреда другому человеку не соответствует облику мусульманина .