Религия Ислам о получении знаний

Религия Ислам о получении знаний Получение знаний в Исламе Разное

Ислам уделяет особое внимание получению знаний. В Священном Коране и в изречениях Пророка Мухаммада (мир ему) содержится немало сообщений о ценностях благих знаний.

Религия Ислам о получении знаний

Всевышний сказал Своему Посланнику Мухаммаду (мир ему):
«…а говори: «Господи! Умножь мне знание» (Коран, 20:114).

Получение знаний в Исламе и его ценность объясняется тем, что это является нескончаемым сокровищем и приносит пользу не только владельцу, но и всему живому. Истину ото лжи можно отличить лишь посредством знаний. Увеличение знаний вовсе не является тяжёлым бременем, а совсем наоборот, огромным достоинством. Ведь с прибавлением знаний у человека усиливается чувство скромности, он избавляется от ненужных мыслей и пустых размышлений, от наущений шайтана и излишних сомнений. Он начинает понимать истинную суть событий и изо всех сил старается стать хорошим человеком.

Указав на то, что полезные знания придают человеку благие качества. Всевышний Аллах сказал в Священном Коране следующее:
«…скажи: «Разве равны друг другу те, которые знают, и те, которые не знают…?» (Коран, 39:9).

Указав на различие, Всевышний превозносит знание над невежеством. Из этого аята ясно, что человек, приобретающий, стремящийся к благим знаниям, несомненно, положительно отличается как своим нравом, так и своим поведением от человека невежественного.

Религия Ислам о получении знаний Получение знаний в Исламе

Культуру поведения в обучении можно разделить на две позиции: «этикет ученика» и «этикет учителя».

Этикет ученика

Этикет ученика состоит из следующего:
Для того, чтобы учащийся как можно полноценнее получал знания, а также, чтобы его стремление и желание к учёбе не угасало, а напротив, развивалось, необходимо помнить и соблюдать следующие основные моменты:

1) Намерение.
Получению знаний в исламе уделяется особое внимание. Существует немало аятов Священного Корана, а так же изречений Пророка Мухаммада (мир ему), побуждающих человека к знаниям. Это связано с тем, что только владеющий знаниями человек в состоянии понять смысл своего существования.

Всевышний Аллах сказал:
«…Аллах возвышает степенью тех из вас, которые веруют, а также тех, которым даровано знание…» (Коран, 58:11).

Согласно исламу, мусульманин должен помнить, что получение знаний и обучение ему других это повеление Аллаха и путь к Его довольству. Поэтому получение знаний в первую очередь должно основываться именно на данной цели.

Посланник Аллаха сказал: «Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания Аллах (за это) облегчит путь в Рай» (Муслим).

Каждый, кто вступает на путь знаний, должен понимать всю ответственность за то время и те возможности, которые даны ему на этом пути. Так как за это человек будет нести ответ перед Всевышним во время расчёта.

2) Опрятность.
Это одно из первостепенных качеств, которое настраивает человека к стремлению и конкурентоспособности. Каждый воспитанный и уважающий себя человек должен следить за чистотой своего тела и одежды, красиво выглядеть и приятно пахнуть. Опрятный  ученик своим видом представляет собой личность, готовую к достижениям в знаниях. Опрятность приучает его к дисциплине и положительно настраивает духовно, вызывая желание и стремление.

3) Честность.
Если человек, находясь на пути знаний, желает получить пользу от проведённого им времени в этом, то он должен придерживаться таких качеств как честность и правдивость. Ибо ложь, обман, хитрость, списывание и тому подобные ухищрения категорически неприемлемы в ходе образовательного процесса, так как являются причиной неполноценности знаний.

4) Вежливость.
Учащиеся должны следить за словами и манерой поведения. Необходимо культурно вести себя как с преподавателями, так и с товарищами, тем самым развивать уважение к себе и к окружающим. Вежливость является залогом добрых отношений, а это в свою очередь необходимо в процессе образования.

Нужно сторониться неприличных шуток и намёков. Общаясь друг с другом, ученики должны вести себя прилично, использовать достойные и культурные выражения.

5) Терпение.
На протяжении всей жизни человек сталкивается с различными проблемами и трудностями на своём пути, которые, в силу необходимости и желания, приходится преодолевать. Основную роль в этом играет терпение. Терпение представляет собой усилие, стойкость, старание, ожидание и надежду.

С точки зрения ислама все трудности, с которыми сталкивается человек это Божье испытание. И если человек проходит это испытание достойно, проявляя терпение и старание, то по Воле Всевышнего, он достигает той или иной цели в этом мире, а так же удостоится довольства Аллаха.

Также как и в любой деятельности, в процессе образования, терпение является одним из главных качеств, посредством которого человек достигает определённых достижений в знаниях. Естественно, о каких достижениях в знании может идти речь без проявления усердия и терпения! Ведь получение знаний дело не из лёгких. Необходимо проявлять упорство и старание, проводить максимум времени перед учебником, изучая тот или иной материал, интересоваться у более знающих людей, изучать, анализировать, делать выводы и т.д. Всё это, непосредственно требует терпения и выдержки.

Религия Ислам о получении знаний Получение знаний в Исламе

Этикет учителя

Этикет учителя состоит из следующего:
1. Учитель должен быть примером для своих учеников во всем: в этике, в поведении, в словах и т.д. Он должен пробудить в них чувство уважения к себе. Уважения невозможно требовать, его нужно заслужить. А это возможно лишь проявив себя с достойной, положительной стороны.
2. Он должен быть компетентным знатоком в своей области, следить за новшествами и соответствующе подготовиться к проведению занятия.
3. Преподаватель должен любить свою работу и стремиться как можно лучше преподнести свои знания.
4. Он должен объяснять тему, учитывая уровень понимания учеников, и не подрывать в них уверенность в своих силах, внушая им сложность темы.

Религия Ислам о получении знаний Получение знаний в Исламе

Воспитание и обучение

Воспитание и обучение это разные понятия. Однако они очень тесно взаимосвязаны. Ибо обучение не будет столь плодотворным и высоким без основного компонента воспитания. И в свою очередь, воспитанность во многом зависит от уровня образованности человека. Поэтому воспитание и обучение являются неотъемлемыми частями, пополняющими друг друга. И если человек желает добиться высоких, наилучших результатов и достижений в жизни, ему необходимо совмещать данные составляющие.

В том случае, когда процесс обучения ограничен только образовательной программой, не имеющей в себе воспитательных компонентов, которые отвечают за формирование в личности таких понятий, как тактичность, интеллигентность и порядочность, то данная личность либо не принесёт соответствующей пользы для общества, либо может представлять собой некую опасность. Так как, во-первых, отсутствие воспитанности является одной из причин неполноценности знаний, а это может негативно повлиять в чрезвычайных ситуациях, когда знание необходимо. Во-вторых, по причине отсутствия благого нрава приобретённые знания без какого-либо сожаления и угрызений совести могут применяться в корыстных целях, как в малых, так и в глобальных масштабах.

Из вышесказанного становится ясно, что связь между принципами нрава и получением знаний играет особо важную роль, и что они должны идти неразделимо друг от друга.

SUNNA.SU