Беды языка

Исламские проповеди

Передается в достоверном хадисе от Ибн Масуда, что он обратился к своему языку:

يا لسان قل خيرا تغنم واسكت عن شر تسلم إني سمعت رسول الله ﷺ يقول أكثر خطايا ابن ءادم من لسانه

«О язык (мой), говори благое – принесешь пользу, умалчивай злое – сохранишь (не навредишь), до того как постигнет тебя сожаление. Поистине я слышал Посланника Аллаhа ﷺ, что он говорил: «Большинство ошибок сына Адама от его языка».

Вот некоторые из пороков языка:

ГЫЙБА

وَلَا يَغْتَبْ بَعْضُكُمْ بَعْضًا أَيُحِبُّ أَحَدُكُمْ أَنْ يَأْكُلَ لَحْمَ أَخِيهِ مَيْتًا فَكَرِهْتُمُوهُ

Сказано в Кур`анне о том, чтобы верующие не совершали гыйба по отношению друг к другу, понравится ли кому-либо из них есть мясо своего умершего брата. Т.е. подобно тому как вызывает у вас отвращение есть мясо трупа своего брата, то пусть также будет вам противно злословить за спиной брата мусульманина.

Передал Муслим, что Посланник Аллаhа ﷺ, обратившись к своим сподвижникам, сказал:

أتدرون ما الغيبة قالوا الله ورسوله أعلم قال ذكرك أخاك بما يكره قال أفرأيت إن كان في أخي ما أقول قال إن كان فيه ما تقول فقد اغتبته وإن لم يكن فيه فقد بهته

«Знаете ли вы что такое гыйба? Они ответили: Аллаh знает, и Его Посланник знает, тогда Пророк ﷺ сказал: «Упоминание твое брата тем, что приносит ему неприятность». И было сказано: «Скажи мне, если ему свойственно то, о чем я говорю?». Пророк ﷺ ответил: «Если сказанное тобой свойственно ему, то ты совершил гыйба, если же нет, то ты совершил буhтан».

НАМИМА

Намима – передавать слова от одного другому, с целью разжигания вражды, ссоры, раздора. Передал аль-Бухари:

لا يدخل الجنة قتات

«Не войдет в Рай (из числа первых) передающий сплетни».

Знай, что основными причинами наказания и мучения в могиле являются гыйба, намима, а так же пачкание мочей. Передается, что Посланник Аллаhа ﷺ проходил между двумя могилами и сказал, что обитатели этих могил получают мучения по причине совершения ими больших грехов – один из них совершал намима, а другой не очищался от мочи.

ЛОЖЬ

Сказал Посланник Аллаhа ﷺ:

لا يصلح الكذب في جد ولا في هزل

«Ложь не годится не в шутку не всерьез», — передал аль-Байhакий.

А так же сказал Пророк Мухаммад ﷺ:

إياك والكذب فإن الكذب يهدي إلى الفجور وإن الفجور يهدي إالى النار

«Остерегайся лжи, поистине ложь ведет к грехам, а грехи ведут в ад».

Согласно учению Пророка Мухаммада ﷺ является запретным то, что называют некоторые люди белой ложью или обманом первого апреля.

Также один из пороков языка – давать религиозные заключения без знаний.

وَلا تَقْفُ مَا لَيْسَ لَكَ بِهِ عِلْمٌ إِنَّ السَّمْعَ وَالْبَصَرَ وَالْفُؤَادَ كُلُّ أُوْلَئِكَ كَانَ عَنْهُ مَسْئُولًا

Говорится в Кур`ане о том, чтобы человек не говорил то, о чем он не ведает, поистине слух, зрение и сердце за все это он несет ответственность.

Передает Ибн Асакир от Посланник Аллаhа ﷺ:

من أفتى بغير علم لعنته ملائكة السماء والأرض

«Тот кто выносит фетву (дает религиозный ответ) без знаний, то его проклинают ангелы небес и земли».

Передается от праведного халифа Али ибн Абу Талиба:

وابردها على الكبد أن أسأل عن شيء لا علم لي به فأقول لاأدري

«Как же легко сказать я не знаю, когда меня спрашивают о том, что я не знаю».

Сказал Посланник Аллаhа ﷺ:

إن العبد ليتكلم بالكلمة لا يرى بها بأسا يهوي بها في النار سبعين خريفا

«Иной раз раб (Аллаhа) говорит слова, не видя в них ничего плохого, по причине которых он попадает в ад на глубину 70 осеней (т.е. лет)».

Рашид Сибгатулин / Исламский портал

SUNNA.SU