Ахляк — это наука, которая исследует и анализирует нравственность человека – носителя нравственных качеств, выясняет, что есть хорошее и плохое, что добродетельно и что позорно, а также определяет обязанности человека и правила, которым он должен следовать. Или же по-другому – это черты характера человека, которые проявляются в его действиях и отношениях с окружающими. Важность изучения данной науки заключается в том, что человеку необходимы знания для того, чтобы уметь определять нравственную ценность того или иного поступка, какое поведение является хорошим, а какое дурным, и не совершать ошибок в плане морали.
Выделяют два вида черт характера: отрицательные и положительные.
Порицаемые качества в Исламе
Отрицательные черты характера:
- враждебность;
- завистливость;
- лживость;
- неумение держать обещанием;
- лицемерие;
- бесстыдство;
- невоспитанность;
- безжалостность;
- трусость;
- лень;
- скупость;
- высокомерие;
- деспотичность и несправедливость;
- нетерпеливость;
- грубость;
- бессердечность и т.п.
Самые лучшие качества человека по Исламу
Положительные черты характера:
- дружелюбие;
- милосердие;
- правдивость;
- щедрость;
- храбрость;
- трудолюбие;
- терпеливость;
- стыдливость;
- уважение к старшим;
- человеколюбие;
- умение держать слово;
- вежливость;
- мягкость;
- благовоспитанность;
- умение прощать;
- скромность;
- умение сдерживать гнев;
- умение сдерживать язык и т.п.
Нравственность и правила поведения являются одним из главных факторов гармоничного существования человечества. Для того, чтобы общество жило между собой в гармонии и процветало, необходимо установление в ней правильного нрава для развития доверительных взаимоотношений. Только в этом случае человек может добиться положительных результатов как в плане уменьшения преступности, заболеваемости и смертности, так и в плане духовного совершенствования. То есть вопрос нравственности является важным аспектом как для материального, так и для духовного мира.
Особенности сущности нравственности
Исходя из вышесказанного, необходимо выделить следующие особенности сущности нравственности:
- Высоконравственные поступки человека не есть сама нравственность ахляк, а всего лишь её результат, её проявление. То есть нравственность является источником тех или иных деяний.
- В народе, по общераспространенному заблуждению, людей с добрым нравом называют «нравственными» обладающими ахляком, а людей с дурным нравом «безнравственными» не имеющими ахляка. Однако ахляк не означает только лишь наличие благонравия и хороших качеств. Это совокупность и положительных, и отрицательных качеств. Исходя из чего человека, который развил в себе благие черты, называют «благонравным», а человека с дурными чертами характера называют «злонравным». С этой точки зрения безнравственных людей, людей без ахляка, не бывает.
- Благонравие человека определяется проявлением им благих качеств не кратковременно, а совокупностью способностей заключённых в нем. Исходя из этого, совершение благого поступка один раз в год не является признаком высокой нравственности человека.
- Ахляк позволяет человеку без долгих размышлений, не испытывая принуждения, с удовольствием и радостью выполнять свои обязанности. Человек же, у которого нравственность ещё не созрела в полной мере, проявляет нерешительность в выполнении возложенного на него долга, впадает в долгие размышления, или же выполнение долга кажется ему тяжелым и безрадостным делом. Либо выполнение долга может быть вызвано отрицательными чертами, такими как страх, лицемерие, корысть и т.п.
- Для полноценного обретения благонравного поведения человеку необходимо обрести привычку в этом. Поэтому очень важно придавать большое значение самовоспитанию и обучению, ибо привычка обретается только таким образом. Человек должен заставлять себя творить благие деяния, избегать дурных поступков, пересиливать себя и брать в привычку следовать дозволенному и оставлять запретное .
Верующему необходимо избавляться от отрицательных черт и шаг за шагом приучать себя к великой нравственности Ислама, совершая благие, праведные поступки, и тем самым обрести довольство Всевышнего.
Доктор богословия Сейфетдин Языджы пишет: «Одна из целей ислама воспитать высоконравственных людей».
Посланник Аллаха Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Я ниспослан к вам для совершенствования нравов» .
Как совершение поклонения, так и соблюдение законов нравственности с точки зрения шариата является повелением Всевышнего Аллаха.