Ахляк в Исламе

Ахляк в Исламе Этика и этикет

Ахляк — это наука, которая исследует и анализирует нравственность человека – носителя нравственных качеств, выясняет, что есть хорошее и плохое, что добродетельно и что позорно, а также определяет обязанности человека и правила, которым он должен следовать. Или же по-другому – это черты характера человека, которые проявляются в его действиях и отношениях с окружающими. Важность изучения данной науки заключается в том, что человеку необходимы знания для того, чтобы уметь определять нравственную ценность того или иного поступка, какое поведение является хорошим, а какое дурным, и не совершать ошибок в плане морали.

Выделяют два вида черт характера: отрицательные и положительные.

Порицаемые качества в Исламе

Отрицательные черты характера:

  • враждебность;
  • завистливость;
  • лживость;
  • неумение держать обещанием;
  • лицемерие;
  • бесстыдство;
  • невоспитанность;
  • безжалостность;
  • трусость;
  • лень;
  • скупость;
  • высокомерие;
  • деспотичность и несправедливость;
  • нетерпеливость;
  • грубость;
  • бессердечность и т.п.

Самые лучшие качества человека по Исламу

Положительные черты характера:

  • дружелюбие;
  • милосердие;
  • правдивость;
  • щедрость;
  • храбрость;
  • трудолюбие;
  • терпеливость;
  • стыдливость;
  • уважение к старшим;
  • человеколюбие;
  • умение держать слово;
  • вежливость;
  • мягкость;
  • благовоспитанность;
  • умение прощать;
  • скромность;
  • умение сдерживать гнев;
  • умение сдерживать язык и т.п.

Нравственность и правила поведения являются одним из главных факторов гармоничного существования человечества. Для того, чтобы общество жило между собой в гармонии и процветало, необходимо установление в ней правильного нрава для развития доверительных взаимоотношений. Только в этом случае человек может добиться положительных результатов как в плане уменьшения преступности, заболеваемости и смертности, так и в плане духовного совершенствования. То есть вопрос нравственности является важным аспектом как для материального, так и для духовного мира.

Особенности сущности нравственности

Исходя из вышесказанного, необходимо выделить следующие особенности сущности нравственности:

  1. Высоконравственные поступки человека не есть сама нравственность ахляк, а всего лишь её результат, её проявление. То есть нравственность является источником тех или иных деяний.
  2. В народе, по общераспространенному заблуждению, людей с добрым нравом называют «нравственными» обладающими ахляком, а людей с дурным нравом «безнравственными» не имеющими ахляка. Однако ахляк не означает только лишь наличие благонравия и хороших качеств. Это совокупность и положительных, и отрицательных качеств. Исходя из чего человека, который развил в себе благие черты, называют «благонравным», а человека с дурными чертами характера называют «злонравным». С этой точки зрения безнравственных людей, людей без ахляка, не бывает.
  3. Благонравие человека определяется проявлением им благих качеств не кратковременно, а совокупностью способностей заключённых в нем. Исходя из этого, совершение благого поступка один раз в год не является признаком высокой нравственности человека.
  4. Ахляк позволяет человеку без долгих размышлений, не испытывая принуждения, с удовольствием и радостью выполнять свои обязанности. Человек же, у которого нравственность ещё не созрела в полной мере, проявляет нерешительность в выполнении возложенного на него долга, впадает в долгие размышления, или же выполнение долга кажется ему тяжелым и безрадостным делом. Либо выполнение долга может быть вызвано отрицательными чертами, такими как страх, лицемерие, корысть и т.п.
  5. Для полноценного обретения благонравного поведения человеку необходимо обрести привычку в этом. Поэтому очень важно придавать большое значение самовоспитанию и обучению, ибо привычка обретается только таким образом. Человек должен заставлять себя творить благие деяния, избегать дурных поступков, пересиливать себя и брать в привычку следовать дозволенному и оставлять запретное .

Верующему необходимо избавляться от отрицательных черт и шаг за шагом приучать себя к великой нравственности Ислама, совершая благие, праведные поступки, и тем самым обрести довольство Всевышнего.

Доктор богословия Сейфетдин Языджы пишет: «Одна из целей ислама воспитать высоконравственных людей».

Посланник Аллаха Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Я ниспослан к вам для совершенствования нравов» .

Как совершение поклонения, так и соблюдение законов нравственности с точки зрения шариата является повелением Всевышнего Аллаха.

SUNNA.SU