Что сказано в Исламе про сплетни и злословие?

Что сказано в Исламе про сплетни и злословие? Этика и этикет

Мусульманин не должен сплетничать, злословить и враждебно спорить. Основным принципом Ислама является распространение благодетели, установление гармонии и мира в обществе. И, порицая обратное. Всевышний Аллах сказал в Коране следующее: «… смута хуже, чем убийство…» (Коран, 2:217).

Из данного аята следует, что верующему человеку не подобает сплетничать и злословить, т.к. эти деяния являются одним из основных причин разлада и возникновения конфликтных отношений между людьми.

Сплетня (ан-намима) это передача слов от одних людей к другим с целью поссорить их и испортить отношения между ними.

И для того, чтобы оказаться сплетником, необязательно обманывать, т.е. передавать ложные сведения. Отношения между людьми могут испортиться и по причине того, что передали то, что было на самом деле.

Хула (аль-гыйба) это говорить о человеке в его отсутствии то, что ему не понравилось бы. И здесь не имеет значения, что именно является предметом критики: его поведение, внешность, его семья, машина или что-то другое.

Мусульманину не подобает находиться в тех местах, и тем более поддерживать беседу, которая содержит в себе ложь, сплетни или хулу за спиной. Согласно исламу, человек, который даже просто слушает сплетни и злословия, где унижается честь и достоинство другого человека, и ничего не предпринимает для того, чтобы остановить это, считается соучастником совершающегося греха.

В одном из сообщений говорится, что однажды двое злословили над одним человеком, при этом один говорил, а другой слушал. Когда же в пути они обнаружили тушу мертвого осла Пророк (мир ему) не сделав различия между ними, обоих обвинил в совершении греха, сказав: «…То, что вы сказали о своем брате, хуже, чем есть мясо этой мертвечины…

Отсюда становится ясно, что для того, чтобы не оказаться соучастником данного греха, необходимо попросить прекратить злословие, в случае же отказа нужно покинуть данное собрание.

Для того, чтобы человек понял насколько мерзким является данное деяние. Коран сообщает об уровне его греховности, сравнивая его с поеданием мяса покойного брата мусульманина.

Всевышний Аллах сказал:
«… и пусть одни из вас не злословят над другими. Разве пожелает кто-нибудь из вас есть мясо своего брата, когда он умер, скверно вам это…» (Коран, 49:12).

Когда разрешаются сплетни в Исламе?

Однако существуют случаи, когда злословие (хула) не является запретным:

  • разрешается в суде в качестве свидетеля говорить о третьем;
  • разрешается в случае заключения делового договора и т.п. узнавать о человеке, о его качествах и т.д. для того, чтобы можно было довериться ему;
  • в случае заключения брачного договора мужчина и женщина могут узнавать у близких людей о качествах предполагаемого супруга или супруги;
  • с целью обезопасить. Разрешается говорить другому о человеке, который представляет опасность, для того, чтобы, проинформировав, обезопасить его. Но необходимо делать это в меру, достаточно того, чтобы он понял;
  • получение информации о передатчиках хадисов для выяснения степени их достоверности.

Мусульманин должен стараться не вступать в споры

Споры очень часто обостряют отношения и приводят к конфликтам. Враждебные споры дверь для шайтана, который сеет между мусульманами вражду, удаляя любовь и привязанность.

Пророк Мухаммад (мир ему) сказал:
«Самый ненавистный у Аллаха тот, кто спорит, проявляя вражду».

Враждебный спор приводит людей к разладу в отношениях, будь то среди родственников или же в отношениях с окружающими людьми в учёбе, на работе, в гостях и т.д. И это порой доходит до того, что когда-то любящие и уважавшие друг друга люди остаются врагами до самой смерти.

Теги: злословие в исламе, сплетни в исламе, хула, споры, спорить в Исламе

SUNNA.SU